Новости

25 марта, 2021 18:39

Двойной удар. Вирусологи готовят уникальную вакцину против ковида и гриппа

Вряд ли найдется грамотный специалист, который не побоится сказать, как года через три поведет себя злобный ковид. Зато с уверенностью можно утверждать, что к тому времени на рынке появится, не побоимся громких слов, уникальная вакцина двойного назначения. Одинаково успешно она будет действовать и против коронавируса, и против гриппа. Отметим, что это важнейшее и перспективное исследование уже несколько лет финансирует Российский научный фонд, а разрабатывает новинку отдел вирусологии им. А.А.Смородинцева Института экспериментальной медицины РАН (Санкт-Петербург). Рассказывает один из авторов необычной вакцины, руководитель проекта, заведующая лабораторией института, доктор биологических наук Ирина Исакова-Сивак.
Отдел вирусологии им. А.А.Смородинцева. Источник: Институт экспериментальной медицины РАН

– Просвещенный мир гордится, что хотя бы одну вакцину сделать может, а вы замахнулись на двойную. Как вам это удается?

– Ответ простой: у нас есть опыт и наработки. Известный вирусолог академик А.А.Смородинцев был приверженцем живых вакцин, он считал, что только с их помощью можно снизить заболеваемость и даже ликвидировать патоген. Идея создания комбинированной вакцины против ковида и гриппа возникла у нас не спонтанно, а в результате экспериментов, проводимых в последние четыре года, когда мы удостоились первого трехгодичного гранта РНФ для поддержки лабораторий, возглавляемых молодыми учеными (проект «Конструирование поливалентной вакцины против ОРВИ различной этиологии».

Мы оценили принципиальную возможность создания вакцины двойного назначения на основе безвредного живого вируса гриппа, которая может защищать и от других вирусов, вызывающих вспышки ОРВИ. Исследовали всевозможные варианты встраивания чужеродных антигенов в вирусные частицы, чтобы доказать: наша стратегия имеет право на жизнь. Считаю, нам это удалось, мы создали живую комбинированную вакцину. Живая она, поскольку ее основу составляет ослабленный вирус гриппа. Это было внедрено в практику здравоохранения в 1987 году профессором Л.Г.Руденко, ученицей А.А.Смородинцева.

Вакцину распыляют через нос. Вирус размножается, как ему и положено, но заболевание не вызывает, потому что у него отсутствуют факторы патогенности (вирус искусственно ослаблен в лаборатории). Но самое важное: в результате бессимптомной инфекции вырабатывается полноценный иммунный ответ. Это и гуморальное звено (всем известные антитела), и Т-клеточное, и, самое главное, мукозальный (еще его называют локальный, секреторный) иммунитет – он стоит на передовой линии защиты от заражения респираторными инфекциями. Наша вакцина для профилактики гриппа лицензирована, и когда нагрянул коронавирус, у нас уже был серьезный научный задел для создания новой вакцины. РНФ посчитал его достаточно весомым и предоставил нам четырехгодичный грант.

Это только кажется, что мы имеем дело с совершенно новым и неизвестным патогеном. На самом деле нынешний ковид – лишь разновидность известного ученым семейства вирусов, которые могут вызывать либо сезонные вспышки ОРВИ, либо тяжелые респираторные заболевания, а на этот раз даже привел к пандемии. Свою задачу мы сформулировали так: модифицировать вакцину против вируса гриппа и на ее основе создать комбинированный препарат. Мы уже знали, в какую часть генома необходимо встроить иммуногенные участки нового коронавируса, чтобы получить стойкую иммунную реакцию и на грипп, и на коронавирус. Известна одна из самых неприятных его особенностей – изменчивость, обнаружены британский, африканский и другие штаммы. Поэтому большинство разработанных вакцин, как, впрочем, и антигриппозные, придется ежегодно модернизировать. Но к нашей это не относится, поскольку она нацелена на те участки коронавируса, которые практически не изменяются.

– Что значит сделать вакцину? Так ли это просто?

– Мы начали с создания вакцинного штамма – некоего рекомбинантного вируса гриппа, внутри генома которого встроены отобранные нами участки генома (так называемые эпитопы) другого вируса, в данном случае коронавируса. Здесь важен принципиально новый подход к выбору этих участков. Мы нацелены на создание универсальной вакцины за счет стимуляции так называемых Т-клеток памяти к консервативным эпитопам коронавируса. И как бы ни изменялся, ни мутировал ковид, они все равно его распознают и выведут на чистую воду. Так будет и сегодня, и завтра независимо от превращений, мутирования вируса. Более того, поскольку наша вакцина вводится через нос, то Т-клетки памяти локализуются как раз в тканях респираторного тракта (есть такое понятие – resident memory T-cells, TRM), и в ответ на появление каждого нового вируса Т-клетки очень быстро активизируются и убивают зараженную клетку еще до того, как проявятся симптомы. В этом главное достоинство нашей вакцины.

Для ее создания с помощью методов генной инженерии готовим химерные гены будущего вируса, а далее уже из отобранных генов получаем живой вирус. Прежде всего нужно убедиться в его безопасности – только тогда на его основе можно делать вакцину. Для этого вирус вводим животным – особо чувствительным к инфекции хорькам – и наблюдаем за клиническими симптомами заболевания. По тому, насколько успешно вакцина борется с патогенным вирусом, можно судить о ее качестве. Нам важно, как организм животных вырабатывает иммунный ответ, как образуются антитела и Т-клетки, которые в будущем будут уничтожать зараженные вирусом клетки. Только после полного цикла исследований, получив ответы на все вопросы, можно переходить к клиническим испытаниям на добровольцах. Отмечу, что эти исследования требуют разработки новой технологии производства. Это сфера ответственности нашего индустриального партнера – крупной биотехнологической компании ЗАО «БИОКАД», по условиям гранта РНФ выступающей в роли инвестора.

– Как вакцина поведет себя в отношении гриппа?

– Здесь картина немного другая. Вирус гриппа постоянно мутирует, из-за этого приходится все время обновлять его штаммы. Поэтому медики и призывают нас прививаться каждую осень. И в нашей живой вакцине есть антигены вируса гриппа, которые меняются каждый год. Но нам ничего не стоит заменить эти антигены. Эта обычная рутинная и не особенно трудоемкая работа, подчеркну, никак не сказывается на эффективности той части вакцины, что направлена против коронавируса.

– Вы дважды удостаиваетесь поддержки РНФ. Что вам предстоит сделать по новому гранту?

– Четырехгодичный грант, мы только начинаем его осваивать, требует, как уже говорилось, разработки бивалентной вакцины: от гриппа и коронавируса. Чтобы на мировом уровне провести эти масштабные исследования, нужно произвести точную оценку иммунного ответа на наши вакцинные кандидаты. Для этого необходим прибор – анализатор активации иммунных клеток. Стоит он, между прочим, около 6 миллионов рублей, и без помощи Фонда мы вряд ли бы смогли его приобрести. Средства гранта пойдут также на закупку расходных материалов, реактивов и животных. Часть денег выделяем на оплату услуг сторонней организации, которая проверит на хорьках безопасность и иммуногенность нашей вакцины. Грант требует от нас включить в состав лаборатории на постоянной основе трех молодых «остепененных» ученых в возрасте до 35 лет. Подразумевается, что по окончании действия гранта, приблизительно через три года, наш высококвалифицированный коллектив продолжит исследования на мировом уровне. Считаю такую форму поддержки РНФ ценной и оптимальной. Сейчас в проекте участвуют 18 человек, из них 14 – молодые ученые, аспиранты и студенты. Работаем вполне успешно. У нас прочные контакты с зарубежными коллегами из Европы, Австралии и США. Например, с университетом штата Джорджия в Атланте опубликовали статью в журнале Antiviral Research. Последние наши статьи по предыдущему гранту РНФ (всего их восемь, шесть из них вышли в журналах первого квартиля) получают отклики, их цитируют, на них ссылаются. Если кратко суммировать мнение коллег, то они считают, что создание вакцины двойного назначения очень перспективно. Это позволит в будущем существенно снизить ущерб, наносимый двумя респираторными вирусными патогенами, способными вызывать серьезные заболевания и летальный исход больных.

– Если у нас в стране не торопятся прививаться обычной вакциной, будет ли спрос на комбинированную?

– Наша задача – создать качественную вакцину, доказать ее безопасность и эффективность. Она значительно снизит нагрузку на органы здравоохранения при проведении прививочной кампании, а населению гораздо проще будет привиться от двух инфекций одновременно. Надеемся, что бивалентная вакцина окажется востребованной не только в России, но и за рубежом, поскольку мы передали технологии производства живой гриппозной вакцины в Индию и Китай. 

18 апреля, 2024
Замеры загрязнения почв тяжелыми металлами ускорили в 16 раз
Российские исследователи разработали методику оценки загрязнения почв городов ионами меди, свинца,...
18 апреля, 2024
В Томске создали композиты, способные лучше поглощать электромагнитное излучение
Новые композиционные материалы, способные поглощать побочное электромагнитное излучение (ЭМИ) эффе...