Новости

1 октября, 2020 16:43

Команда ученых ПГУ помогает строить «умный город»

Интеллектуальную систему, которая поможет предотвращать экстренные и аварийные ситуации на дорогах большого города, разрабатывает коллектив из восьми исследователей, возглавляемый Антоном Финогеевым, кандидатам технических наук, доцентом кафедры «Системы автоматизированного программирования» Политехнического института Пензенского государственного университета. По словам руководителя проекта, главная задача, которую ставят перед собой разработчики «умного города» — снижение аварийности на дорогах.
Фото взято из открытых источников
Руководитель проекта Антон Финогеев. Источник: пресс-служба ПГУ
3 / 4
Фото взято из открытых источников
Руководитель проекта Антон Финогеев. Источник: пресс-служба ПГУ

«Ни для кого не секрет, что аварийные ситуации на наших дорогах возникают куда чаще, чем хотелось бы. Их предотвращение заботит не только самих участников дорожного движения, но и власти, законодателей, городские аварийные службы — одним словом, это касается буквально каждого. Однако предотвращение такого рода ситуаций никак невозможно без их тщательного анализа. Превентивная аналитика — то, к чему мы стремимся и то, что позволит нам анализировать объем информации, поступающей от каких-то внешних сенсоров, в частности, тех же камер фотофиксации, которые так не любят водители из-за того, что «благодаря» им получают штрафы», — пояснил Антон Финогеев.

Авторы проекта предлагают использовать комплексы фотофиксации не для ужесточения наказаний для автовладельцев, а для сбора информации, обработка которой позволит устранять разного рода недостатки и узкие места, где, как говорит Антон Финогеев, сама дорога создает аварийные ситуации. Действительно, аварии на дорогах случаются не только по вине водителей или пешеходов, на это влияет целая совокупность факторов: плохая разметка, недостаточная видимость знаков, качество дорожного полотна, а также погодные условия и даже время суток.

«Камеры — не единственные источники информации для разрабатываемой системы, — уточнил руководитель проекта. — Можно также использовать метеоданные, информацию с камер видеонаблюдения, которые сейчас установлены на жилых домах и во многих других местах, а также визуальные наблюдения с помощью технических специалистов, которые занимаются обслуживанием этих комплексов, ремонтом дорог и тому подобное. Всю такую информацию следует анализировать комплексными методами и использовать уже аналитические данные для выявления узких мест, дабы постараться устранить те факторы, которые не обусловлены человеческим фактором».

Подобного рода системы уже работают в других городах страны и за рубежом. Пензенские ученые внимательно изучили опыт Китая и некоторых европейских стран, однако как законодательство, так и обстановка на дорогах — например, качество дорожного полотна — там довольно сильно отличаются от наших реалий. Соответственно, существенно будет отличаться и конечный продукт, который сейчас разрабатывается в ПГУ.

«На первом этапе нами прорабатывается методология, которая будет анализировать входящую информацию и выдавать прогнозы состояния того или иного участка: как на этом участке будет вести себя дорожный трафик. Если возникают какие-то экстренные ситуации на дороге, система должна сигнализировать о вероятной опасности не в момент происшествия, а заранее анализируя те факторы, которые приводят к возникновению возможных аварийных ситуаций. Нам потребуется время для собственно сбора информации и разработки методов ее применения. Соответственно, нам нужно будет разработать программный продукт, который будет визуализировать полученные результаты, а не только абстрактные понятия, которые позволят нам продумать идею. Нам нужно конкретное решение, которое позволит получить видимый результат», — раскрыл детали проекта Антон Финогеев.

Работой университетской команды уже заинтересовались различные инстанции, в частности, ГБУ «Безопасный регион» и «Безопасный город», депутаты местного Законодательного собрания и городской Думы. Проект по созданию интеллектуальной системы для предотвращения аварийных ситуаций поддержан грантом Российского научного фонда. Размер гранта — 5 млн. руб. на первый год исследования с вероятным пролонгированием на два последующих года.

21 октября, 2020
Обнаружены участки, благодаря которым белки-каспазы «убивают» клетки
Сотрудники лаборатории исследований механизмов апоптоза факультета фундаментальной медицины МГУ изуч...
19 октября, 2020
Эндокринолог Екатерина Трошина: «РНФ – это та организация, которой не все равно»
По мнению руководителя Отдела терапевтической эндокринологии НМИЦ эндокринологии Минздрава России Ек...