Новости

15 июля, 2021 11:20

Климатолог предсказал учащение периодов аномальной жары

Источник: Известия
Жара в европейской части России озадачила многих. Столь затяжные периоды зноя в июне и июле — результат блокирующих антициклонов, которые теперь будут возникать всё чаще из-за изменения климата, рассказал в интервью «Известиям» кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, грантополучатель Российского научного фонда Александр Чернокульский. Он отметил, что среди индикаторов глобального потепления — пожары в северных регионах и недавние подтопления на юге РФ. Нашей повседневностью становятся и смерчи — сейчас за год в стране случается до трех атмосферных вихрей, когда ветер кружит со скоростью больше 70 м/сек. Это настоящие торнадо, как в Канзасе или Оклахоме, которые сносят дома. Эксперт также уточнил, где в России возможны новые затопления и как приспособиться к этим и другим последствиям глобального потепления.
Источник: РИА Новости / Алексей Филиппов
— Можно ли считать нормой аномально жаркую погоду в июне и июле этим летом?

— Это очень редкое событие, ненормальное, необычное и непривычное. Причиной жаркой погоды в этот раз, как, например, и летом 2010 года, стали блокирующие антициклоны. Ученые давно предупреждают, что из-за глобального потепления они будут возникать чаще. Это мы и наблюдаем. Раньше были очень жаркий экватор и холодный Северный полюс. Сейчас же Арктика теплеет несколько быстрее экватора. Из-за этого перепад температур между ними уменьшается. А именно он определяет силу западного переноса — перемещения воздуха с запада на восток. Чем слабее этот перепад, тем слабее перенос. В результате усиливаются блокирующие антициклоны.

— Как выглядит погода в случае с блокирующими антициклонами в другое время года?

— Обычные месяцы для них — сентябрь-октябрь. В этот период они всем нравятся, поскольку вызывают бабье лето. Такие антициклоны случаются и зимой. Тогда на длительный срок, чаще в конце зимы, приходят сильные морозы.

— Как в целом будет меняться погода с учетом этих процессов? К чему готовиться людям?

— Температура в любом случае будет расти: лето будет более жарким, межсезонье и зимы будут становиться теплее, чем было в XX веке. Кондиционеры превратятся в обязательный атрибут любой квартиры. Их наличие особенно важно ночью, поскольку в такой ситуации, как сейчас в Москве, люди не успевают отдохнуть от жары — ведь температура не падает до комфортных отметок и в темное время суток. Такие аномально жаркие периоды будут учащаться и удлиняться. Это большой стресс для организма.

— Из-за жары начинают гореть леса. Пожары дошли до тундры. Можно ли все-таки взять стихию под контроль?

— Пожары действительно двигаются всё дальше на север из-за глобального потепления. Это реакция климата на повышение СО2 в атмосфере, ученые это видят. Всё чаще горят труднодоступные участки. Отдаленные пожары — это не только урон растениям и животным, но еще и сильное задымление, которое приходит в крупные города и отрицательно влияет на здоровье, ведет к снижению продолжительности жизни людей. Это к тому же и поток углерода в атмосферу, который дальше разгоняет потепление. Вопрос, как быть с труднодоступными местами, остается открытым.

В качестве выхода мы могли бы перенять опыт Австралии, где также очень серьезно обстоит дело с лесными пожарами. Можно заключать соглашения с крупными компаниями, которые, например, добывают нефть или алмазы на отдаленных территориях, чтобы они создавали собственные пожарные службы. Потом действия этих служб по тушению пожаров могут засчитываться таким структурам как факт предотвращения потока углерода в атмосферу, и в результате фирма меньше платит за выбросы. Это взаимовыгодный обмен. В Австралии так уже делают. Остается надеяться, что отношение к лесам в России поменяется. Экономическую целесообразность тушения пожаров в удаленных местах надо, конечно, пересматривать.

— Может быть, пора вызывать дожди? Насколько это реально?

— Вызов дождей, для чего над облаками распыляют специальные аэрозоли, — история вполне осуществимая, но дорогостоящая. К тому же в условиях такого антициклона, какой навис сейчас над Центральной Россией, вызвать дождь всё равно не получится, поскольку влаги в воздухе достаточно мало. Здесь технологии бессильны. Но облегчить жизнь людям в жаркую погоду вполне возможно. В Европе в 2003 году была сильная волна жары, резко выросла смертность. С тех пор были еще более жаркие периоды, но европейцы научились справляться с жарой. Во-первых, они наладили информационное обеспечение, и люди поняли, как себя вести в опасную пору. Врачи летом все вместе не уходят в отпуск, а постоянно дежурят. В городах добавили много зелени и фонтанов. Последний пункт особенно важен: нельзя закатывать весь город в асфальт, чтобы не получить потом печальные последствия. В бетонном мешке температура почти на 10 градусов выше, чем на зеленых улицах. Это — та самая адаптация, о которой в последнее время много говорится.

Дожди, кстати, — еще одна большая проблема.

— Да, как раз в начале июля было серьезное подтопление в Сочи, а в июне затопило Крым. Есть ли тут признаки изменения климата?

— Безусловно. Из-за глобального потепления воздух становится более теплым и влажным. Конвективная неустойчивость атмосферы растет. Ученые наблюдают последствия этого и в нашей стране. В частности, повышается температура Черного моря. Специалистам удалось доказать, что именно из-за этого случились рекордные дожди, которые затем привели к страшному наводнению в Крымске в 2012 году. В тот момент через регион проходил циклон. Если бы он шел над холодным морем, с показателями температуры 1970-х годов, таких сильных ливней не было бы.

Кроме того, в последние 50 лет заметно изменение характера осадков и в остальных регионах России. Если в 60–70-е годы XX века в общем количестве осадков примерно 60% составляли обложные дожди, а 40% — ливневые, то с 1980-х годов это соотношение начало меняться, и сейчас ситуация стала полностью противоположной: ливневых дождей стало больше. Количество осадков по итогам месяца не меняется, но при этом в один день может вылиться месячная норма, создавая угрозу наводнения. А потом на 25 дней устанавливается жара — это риск засухи.

— В каких регионах России угрозы таких сильных осадков и наводнений выше? Можно ли их предупредить?

— Риски подобных конвективных явлений выше в южных регионах, средней полосе России, на юге Сибири и Дальнего Востока. К сильным дождям стоит готовиться. Надо усовершенствовать ливневки в городах, не строить здания в поймах рек.

—​​​​​​ Какие еще опасные явления участились в России?

— Растет вероятность сухопутных смерчей. Сейчас в год их образуется до 150–300. Из них в 10–50 случаях ветер кружит со скоростью больше 50 м/сек, а в одном-трех случаях — больше 70 м/сек. Это настоящие торнадо, как в Канзасе или Оклахоме, которые сносят дома.

— Может быть, мы скоро сможем забыть про зимы и выращивать бананы?

— Холод обязательно останется. Последняя зима оказалась суровой. Аномально холодно было, например, в Техасе. В апреле во Франции замерзли виноградники. Над Арктикой в любом случае будет формироваться холодная воздушная масса. Вопрос для ученых — будет ли ее запирать полярный вихрь, как было зимой 2019–2020 годов, или, наоборот, вихрь будет слабым и морозы станут «выходить» в более южные широты. Вероятность внезапных аномальных морозов зимой в наших краях, несмотря на потепление, всё равно остается достаточно высокой. Так что от шуб отказаться нельзя, и выращивать бананы мы, увы, не сможем. А вот вечная мерзлота будет таять. Придется искать решение, как быть с построенными на ней зданиями и другой инфраструктурой.

— Как замедлить скорость изменения климата?

— Человеку придется адаптироваться к новым условиям. Сейчас различные министерства в России готовят план такой адаптации. Изменения климата в первую очередь связаны с тем, что человек насыщает атмосферу парниковыми газами. В глобальном плане — если мы хотим замедлить перемены, то должны отказываться от углеводородов, переходить на возобновляемые источники энергии, атомную энергетику. Необходимо повышать энергоэффективность зданий, промышленных процессов и так далее.

На снижение выбросов в атмосферу также влияет уменьшение количества отходов. Сократить свой уровень потребления может каждый. Но, конечно, вклад одного человека ничтожен по сравнению с тем, что могут сделать страны и крупные корпорации. Недаром многие пенсионные фонды и управляющие компании сейчас отказываются от ценных бумаг нефтегазового сектора, а активисты в разных государствах подают в суд на предприятия, которые загрязняют окружающую среду. И это имеет успех! Пока это, правда, робкие шаги. Большие изменения будут, когда страны — крупные эмитенты СО2 начнут не только декларировать о планах по снижению выбросов углекислого газа, но и вести реальную работу по уменьшению своего углеродного следа, потому что климат у нас на всех один.


18 апреля, 2024
Замеры загрязнения почв тяжелыми металлами ускорили в 16 раз
Российские исследователи разработали методику оценки загрязнения почв городов ионами меди, свинца,...
18 апреля, 2024
В Томске создали композиты, способные лучше поглощать электромагнитное излучение
Новые композиционные материалы, способные поглощать побочное электромагнитное излучение (ЭМИ) эффе...