Новости

14 ноября, 2019 16:40

Как и зачем ученым рассказывать о своих исследованиях, обсудили на круглом столе РНФ

Круглый стол «Как и зачем рассказывать о своем исследовании обществу?», организованный Советом молодых ученых РАН и Российским научным фондом, прошел в рамках междисциплинарного форума «Новые материалы и перспективные технологии». Представители пресс-служб, научные журналисты и ученые рассказали о преимуществах и способах продвижения результатов научной работы в средствах массовой информации.
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Сергей Ивашко. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Ольга Добровидова. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Кирилл Харатьян. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Станислав Юрченко. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Михаил Сыроешкин. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
3 / 4
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Сергей Ивашко. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Ольга Добровидова. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Кирилл Харатьян. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Станислав Юрченко. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Фото: Михаил Сыроешкин. Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ

Научные статьи и конференции – не единственные площадки для распространения научного знания. Освещая результаты своих исследований в средствах массовой информации – газетах, журналах, на интернет-сайтах, выступая с лекциями на общественных площадках, ученый способен достичь нужной, более широкой аудитории за короткие сроки. Это доказывает опыт ученых по всему миру. Грантополучатели РНФ – не исключение. Исследователи отмечают преимущества этой работы, положительно влияющей на их профессиональную жизнь: к ним обращаются представители бизнеса, заинтересовавшиеся результатами исследований, студенты и аспиранты, и даже коллеги из других научных организаций.

«Растет узнаваемость и цитируемость статьи, появляются новые коллабораторы, в лабораторию приходят новые сотрудники, представители индустрии обращают внимание на работу исследователя, финансирующие организации видят результаты работы ученого. Ученый получает обратную связь со стороны общества, повышается престиж его профессии, формируется хорошая репутация исследователя и лаборатории в обществе. Некоторые даже отмечают появление возможности по-новому взглянуть на свою работу», – отмечает во время круглого стола Юлия Шуляк, главный специалист отдела по связям с общественностью Российского научного фонда, член правления Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки.

Для того чтобы рассказать о результатах своих исследований, достаточно сообщить пресс-службе своей организации или фонда о недавно вышедшей статье в престижном научном журнале. Специалисты пресс-службы совместно с ученым напишут текст новости (пресс-релиза) и разошлют его журналистам, которым интересно писать о науке.

Пресс-релиз – не единственная возможность осветить научные исследования. Сергей Ивашко, руководитель отдела по связям с общественностью Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, во время выступления рассказал о других форматах коммуникации на примере своего факультета: проведение пресс-конференций, интервью и химических экспериментов в прайм-тайм на телевидении, участие в телепроектах и пр. Сергей обратил внимание на необходимость говорить с аудиторией на ее языке для эффективного достижения поставленных целей.

Множество федеральных и региональных СМИ пишет о научных достижениях. Как только журналист получает информацию о новом исследовании (напрямую от ученого или от сотрудника пресс-службы), он решает, стоит ли писать об этом новость или нет. Этот процесс принятия решения, а также структуру научной новости показала в своем выступлении Ольга Добровидова, главный редактор нативной рекламы портала N+1, вице-президент по научной журналистике Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки, вице-президент Европейской федерации научных журналистов (EFSJ). Ольга отметила, что одним из самых важных требований к научной статье является дата ее выхода онлайн: чем более свежая статья, тем больше у нее шансов стать частью новостной повестки в СМИ.

Конечный потребитель научной новости – аудитория. Основатель «Коммерсант. Наука» Кирилл Харатьян описал особенности восприятия информации аудиторией. По его словам, добиться ее внимания – это сложная, но очень важная задача.

Ежегодно РНФ выпускает более полутораста пресс-релизов, рассказывающих о результатах исследований грантополучателей. Они публикуются в ведущих федеральных и региональных изданиях, например, в лентах информационных агентств РИА Новости и ТАСС, в Российской газете, Коммерсанте, N+1, Indicator.ru и других, о них рассказывают на радио и телевидении, а также в зарубежных СМИ. На круглом столе грантополучатели РНФ рассказали о своем опыте участия в такой деятельности.

«Зачем мне хотелось бы, чтобы о работах моей научной группы знало больше людей? Мы должны выдавать продукт, который может быть интересен обществу. Государство, то есть налогоплательщики, платят нам деньги и хотят понять, чем я занимаюсь, – считает Михаил Сыроешкин, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Института органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН. – Кроме того, как химик я понимаю, что было бы полезно бороться не только хемофобией, но и с мифами недавнего прошлого: отсталости российской науки, «утечке мозгов» и других. Также существует и «внутрицеховая» проблема: люди из соседнего кабинета не всегда знают, чем занимаются их коллеги. Но могут узнать об этом из новостей, если мы не будем сидеть, сложа руки».

Михаил отметил ценность использования научных коммуникаций на широкую публику для таких организаций, как Институт органической химии, где он работает. Финансовая и информационная поддержка Фонда помогла институту занять достаточно уверенные позиции в мире.

«Ученые пишут статьи для того, чтобы их читали. Умение писать понятным языком для широкой аудитории – является одним из жизненно важных навыков для публикации статьи в престижных журналах. Например, любой физик, не являющийся специалистом в теме, упомянутой в статье, или человек из смежной области, должен понять, что вы делаете, – убежден Станислав Юрченко, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник МГТУ им. Н.Э. Баумана. – В этом смысле работа над пресс-релизами вместе с Российским научным фондом дала мне очень хороший опыт».


В завершение круглого стола участники смогли задать свои вопросы. Модератором встречи выступила Татьяна Вомпе, научный сотрудник Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН, заместитель председателя СМУ ИМЕТ РАН по научной коммуникации.

22 марта, 2024
Открыт прием заявок на премию в области корпоративных инноваций – GenerationS Innovation Award 2024
Премия призвана выделить наиболее яркие достижения российских компаний и вузов, которые способствую...
15 марта, 2024
Встреча представителей Фонда с научной общественностью Ульяновской области
14 марта Андрей Блинов, заместитель генерального директора РНФ, представил информацию о работе Фонда...