Новости

25 апреля, 2023 13:11

Интерактивные лекции грантополучателей Фонда: Ирина Балахнина рассказала, как наука помогает сохранять живопись (видео)

21 апреля в Центре Гиляровского состоялась первая интерактивная лекция «Как наука помогает сохранять церковную живопись» в рамках просветительского проекта РНФ и Музея Москвы «Хранители культурного наследия».
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
3 / 4
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ
Источник: пресс-служба РНФ

О том, как спектроскопия и другие методы помогают исследовать живопись, идентифицировать пигменты, которые использовались художниками, определять их месторождение, а также как с помощью физики можно восстановить фрески, украшавшие храмы Великого Новгорода XII-XV веков, диагностировать подделки и какие еще тайны истории способна приоткрыть химия, доступно и увлекательно рассказала Ирина Балахнина, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова и руководитель проекта по гранту РНФ.


Ирина Балахнина. Источник: пресс-служба РНФ

«Сейчас архитектурный облик практически всех храмов в Великом Новгороде воссоздали, но после военных разрушений от них остались лишь обломки. В 50-60-е годы начались раскопки, археологи собирали разрозненные цветные обломки на специальные деревянные планшеты, бережно очищали от загрязнений, сортировали и затем буквально по крупицам восстанавливали древние фрески. Для понимания масштаба этой кропотливой реставраторской работы – поиска подходящих друг к другу «паззлов» – представьте, что из одной церкви собрали около 7 тысяч планшетов с фрагментами живописи. Но новгородские реставраторы пошли дальше, они придумали уникальную методику, которая позволяет закрепить собранные детали композиций на новую основу и вернуть фрески на стены! Тем, кто захочет познакомиться с тонкостями этой фантастической работы, очень рекомендую посетить экскурсию в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника», — рассказала Ирина Балахнина.


Реставрация фресок в Новгородском музее. Источник: Ирина Балахнина

Все присутствующие смогли поучаствовать в дискуссии, познакомиться с древними образцами живописи поближе и даже поупражняться в определении веществ, из которых состоят пигменты древнерусских художников.


Спектры пигментов. Источник: Ирина Балахнина

Виртуальный спецпроект РНФ «Хранители культурного наследия» с мультимедийными историями, через которые можно познакомиться с проектами ученых, ежедневно спасающих культурное наследие нашей страны от исчезновения и разрушений, вызвал такой живой интерес, что перерос в офлайн-встречи с учеными, организованные совместно с «Музеем Москвы». На интерактивных лекциях можно узнать больше о богатейшей культуре России, о научных задачах, над которыми работают российские ученые, задать вопрос ученому. А для тех, кто не смог присутствовать, мы подготовили запись лекции.

Приглашаем всех желающих на следующие встречи цикла. Открыта регистрация на встречу «Как лингвистические детективы читают берестяные грамоты – новостные ленты древнерусских жителей», которая состоится 16 мая в 19:00. Лектор Алексей Гиппиус, лингвист, академик РАН, доктор филологических наук, грантополучатель РНФ, ученик выдающегося лингвиста Андрея Зализняка, расскажет, как его научная группа создает, совершенствует и пополняет базы данных по древнерусским берестяным грамотам и эпиграфике, какие загадки прячутся в древних текстах.

Вход свободный по предварительной регистрации: https://mosmuseum.ru/events/p/legacy

3 мая, 2024
Завершен первый совместный конкурс РНФ и Вьетнамской Академии наук и технологий (VAST)
По итогам экспертизы конкурса, проводимого РНФ совместно с Вьетнамской академией наук и технологий...
2 мая, 2024
РНФ открывает конкурс для малых отдельных научных групп
Российский научный фонд объявляет конкурс для малых отдельных научных групп по приоритетному направл...