Новости

21 ноября, 2018 14:38

Политологи оценили электронные приемные российских регионов

Источник: ВШЭ
Исследователи НИУ ВШЭ и Университета ИТМО разработали методику оценки электронного участия граждан в публичной политике. Согласно новому методу, эффективность электронного участия определяется не техническими возможностями, а институциональным дизайном интернет-сайтов. Для тестирования технологии политологи провели исследование* электронных приемных российских регионов. Оказалось, что они предоставляют мало возможностей для контроля за деятельностью власти, а некоторые регионы включены в электронное участие чисто формально. Исследование было представлено на International Conference on Electronic Participation.
Источник: Пресс-служба РНФ

Электронное участие — это интернет-механизмы учета мнения населения при принятии государственных решений. К ним относятся электронные приемные, порталы для онлайн-голосований и общественных инициатив — все то, что позволяет гражданам общаться с чиновниками, контролировать их деятельность и влиять на публичную политику. Существуют различные методы оценки эффективности электронного участия. Однако большинство из них рассматривают технические возможности интернет-сайтов и не анализируют реальную вовлеченность граждан в государственную политику. Ученые из Петербурга предложили новую методику, которая позволяет оценить институциональный дизайн электронного участия, то есть принципы, определяющие поведение и вовлеченность пользователей.

Для этого исследователи проанализировали интернет-порталы региональных правительств на соответствие трем критериям: доступ для пользователей, встроенность в государственный аппарат и возможность контроля за исполнением обращений.

К доступу авторы отнесли систему регистрации и рейтингов пользователей, премодерацию обращений, сервис «вопрос-ответ», поиск по сайту, мобильное приложение и другие технические особенности. Под встроенностью ученые понимают наличие нормативной базы и четкий алгоритм обработки запросов граждан. Контроль — это официальные отчеты о результатах рассмотрения обращений, возможность оценить и перепроверить вопросы других пользователей. Всего авторы выделили 17 элементов, которые определяют эффективность электронного участия.

Для тестирования методики политологи провели пилотное исследование интернет-порталов всех российских регионов. В сентябре-ноябре 2017 года они проверили сайты на наличие необходимых элементов. За каждую доступную функцию регион получал один балл, если какой-то из элементов отсутствовал — ноль баллов. Затем исследователи вычислили среднее значение трех критериев — доступа, встроенности и контроля — для каждого регионального портала и для всей страны в целом.

Выяснилось, что с точки зрения нормативной базы электронное участие в России лучше всего удовлетворяет критериям встроенности и доступа для пользователей: среднее значение этих параметров составило 0,57 и 0,53 балла соответственно. Наихудшая ситуация (0,3 балла) сложилась с контролем за деятельностью органов власти. Общий индекс электронного участия в России составил 0,46 балла. Это означает, что в среднем на сайтах региональных правительств отсутствует больше половины искомых функций.

Также ученые выявили лидеров и аутсайдеров среди регионов. К первой группе отнесли 12 субъектов Российской Федерации, чей общий индекс электронного участия превышает 0,7 балла. Москва и Хабаровский край набрали максимум по всем критериям, за ними с 0,9 балла следуют Санкт-Петербург и Республика Башкортостан.

В регионы-аутсайдеры попали 14 субъектов с индексом электронного участия менее 0,25 балла. Остальные регионы образуют большую группу «середнячков», чьи показатели колеблются в диапазоне от 0,25 до 0,7 баллов.

«Существует несколько основных причин, почему у нас есть лидеры и аутсайдеры среди регионов, — объясняет Юрий Кабанов, старший преподаватель департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. — Во-первых, некоторые затягивают с принятием нормативных актов. В России есть субъекты, где под электронное участие просто не заложена такая нормативная основа, которая позволила бы выполнить перечисленные критерии. Во-вторых, существуют структурные аспекты: доступ в интернет, эффективность бюрократии, уровень образования и урбанизации, экономическое развитие. Все эти переменные оказываются значимыми. Регионы отличаются по уровню развития информационного общества, что, безусловно, влияет на инициативы в области электронного участия и электронного правительства. Кроме того, есть еще и агентные объяснения. Например, успех портала “Наш Петербург” связан с конкретными людьми, которые в нужный момент оказались в команде губернатора города».

Исследователи планируют доработать методику, добавить в нее качественную составляющую. Юрий Кабанов отметил, что скоро начнется сбор данных для нового мониторинга, который позволит оценить изменения в организации электронного участия за прошедший год.

* При публикации использовались результаты, полученные в рамках гранта РНФ «Электронное участие как фактор динамики политического процесса и процесса принятия государственных решений».

24 апреля, 2024
Люди каменного века умели использовать окружающий ландшафт для своих целей
Ученые впервые подробно описали рельеф местности на момент обитания людей на стоянках Быки на терр...
29 марта, 2024
Ученые НГУ впервые провели радиоуглеродный анализ образцов из памятника андроновской культуры Вахрушево-1
Исследователи Института археологии и этнографии СО РАН совместно с коллегами из НГУ установили, чт...