Новости

9 декабря, 2019 16:12

Участники гранта РНФ изучили особенности межпоколенческой коммуникации в цифровую эпоху

В Уральском федеральном университете состоялся научный семинар по гранту Российского научного фонда «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции». Руководитель гранта Грегори Саймонс, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания УГИ УрФУ, профессор Института российских и евроазиатских исследований университета Упсалы (Швеция), профессор университета Турибы (Латвия), рассказал об изучении маркетинговых идей и их роли в мобилизации общественности в цифровую эпоху. Он ввел понятие «убедительных цифровых коммуникаций» и отметил конкурентное влияние различных аспектов цифровой эпохи на их эффективность.
Картинка: руководитель гранта Грегори Саймонс рассказал об исследовании маркетинговых идей и мобилизации общественности в цифровую эпоху. Источник: Илья Сафаров

Заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий УрФУ Владимир Олешко и доцент кафедры Евгений Олешко посвятили свой доклад отличиям медиапоколений. Ими доказано, что для «аналогового» поколения эффективность восприятия по-прежнему нередко определяется такими маркерами текстов, как одноканальность, офлайновость, предпочтение монологового характера изложения.

Авторы исследования разработали рекомендации для средств массовой информации, позволяющие повысить межпоколенческое взаимодействие адресантов и аудитории.

Доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики УрФУ Анна Сумская подвела итоги исследования репрезентации символического капитала территорий в аудиовизуальных материалах «цифрового» и «аналогового» медиапоколений.

«Обобщения данных на основе теорий поколений позволило выделить не только „аналоговое“ и „цифровое“, но и промежуточное, так называемое „эхо-поколение“. Согласно концепциям исследователей к „аналоговому“ поколению сегодня относится аудитория СМИ, представителям которой в основном 50 лет и более. „Эхо-поколение“ включает возрастной диапазон аудитории СМИ в возрасте условно 37–50 лет. Соответственно, „цифровое“ поколение аудитории моложе 37 лет. В каждом поколении аудитории медиа можно выделить явное ядро, к которому отнесена срединная группа, обладающая наиболее типичными характеристиками», — резюмировала Анна Сумская.

Результаты исследования по репрезентации символического капитала в текстах провинциальных авторов (как «аналогового», так и «цифрового» поколений) — это «завод — православный храм — дворец культуры». Наиболее распространенная связка авторов мегаполиса (преимущественно «цифрового» поколения) — «архитектура — социально-культурные и бизнес объекты — транспорт».

«Дискурсы, порождаемые и транслируемые авторами „аналогового“ и цифрового» поколений, представляют собой лишь частично пересекающиеся знаково-символические системы. Общим местом является символический капитал природных ресурсов и маркеры развития территорий. Отличительной особенностью текстов авторов «аналогового» поколения является акцент на промышленном и человеческом, а «цифрового» поколения — на экономическом, культурном и социальном», — подытожила участница гранта.

Результаты еще одного исследования представили профессор кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения УрФУ Михаил Мухин и лаборант-исследователь лаборатории компьютерной лексикографии Алина Лозовская. Они изучили возраст пользователей социальных сетей в отражении лексико-статистического анализа.

Завершили семинар выступления доцента кафедры периодической печати и сетевых изданий Владимира Волкоморова и лаборанта кафедры общей и социальной психологии Сергея Свердлова. Докладчики презентовали результаты работы с фокус-группами «аналогового» и «цифрового» поколений.

Результаты исследования показали ряд различий в репрезентативных структурах «аналогового» и «цифрового» поколения по коммуникативным, конативным и пространственно-бытовым факторам. «Аналоговое» поколение показывало большую тенденцию к формированию монологических и диалогических форм выражения мысли, в то время как «цифровое» поколение демонстрирует явную склонность к формированию полилогических высказываний и стремление к трансляции идей и мыслей в среду множественных контактов. Вместе с тем, «аналоговое» поколение, в отличие от «цифрового», более ценит коллективную идентичность и напрямую идентифицирует себя с обществом.

«Значимым фактором становится переход от предпочтений личного общения, присущего  «аналоговому» поколению, к «цифровым» формам общения. У представителей «цифрового» поколения повышается доверие к написанному или как-либо иначе закрепленному слову, «аналоговое» же поколение ставит личный разговор уже достаточным обоснованием правдивости сказанных слов и доверия к ним», — резюмировал Сергей Свердлов.


24 апреля, 2024
Люди каменного века умели использовать окружающий ландшафт для своих целей
Ученые впервые подробно описали рельеф местности на момент обитания людей на стоянках Быки на терр...
29 марта, 2024
Ученые НГУ впервые провели радиоуглеродный анализ образцов из памятника андроновской культуры Вахрушево-1
Исследователи Института археологии и этнографии СО РАН совместно с коллегами из НГУ установили, чт...