КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-18-00073

НазваниеНейрокогнитивное лонгитюдное исследование регуляторных функций в детском возрасте

РуководительВасильева Марина Давидовна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2016 г. - 2018 г. 

Конкурс№11 - Конкурс 2015 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным тематическим направлениям исследований» (11).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаКогнитивное развитие, регуляторные функции, лонгитюд, детский возраст, нейрокогнитивное исследование

Код ГРНТИ15.31.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В связи с ускорением прогресса развитие человеческого капитала становится ключевым фактором конкурентоспособности нации в современном мире. Не секрет, что улучшение результатов образования является одним из главных приоритетов и в развитых, и в развивающихся странах. Работы ведущих экономистов и социологов, написанные в последние десятилетия, содержат доказательства того, что усилия, направленные на развитие дошкольников, имеют больший эффект с точки зрения долгосрочных экономических и социальных последствий, нежели усилия, направленные на учащихся начальной школы (Garry Becker). Эти работы дополняются психологическими исследованиями, показавшими, что развитая речь, математические навыки и регуляторные способности являются ключевыми условиями успешной адаптации к школе и высокой академической успеваемости в дальнейшем (Duncan et al., 2007; La Paro & Pianta, 2000). Значимость когнитивного развития особенно очевидна в свете той проблемы, что большое количество детей приходят в школу с низким уровнем развития соответствующих навыков, и в результате они испытывают трудности в адаптации и медленнее прогрессируют (Farkas & Beron, 2004; Bates, Dale & Thal, 1995). В кросс-культурных исследованиях были выделены демографические и социо-экономические факторы, связанные с низким уровнем готовности к школе. В частности, низкий социо-экономический статус семьи, в том числе низкий уровень образования родителей. В прошедшие годы многие страны, в том числе и Россия, столкнулись с ситуацией, когда все большее количество учащихся не являются носителями официального языка как родного, причем многие из них являются выходцами из семей с низким социо-экономическим статусом. Чтобы развивать эффективные образовательные стратегии, мы должны лучше понимать, как разнообразные особенности образовательной среды и домашнего окружения влияют на когнитивное развитие дошкольников из семей с разным социо-экономическим статусом. Характеристики педагогических воздействий могут играть достаточно важную роль в развитии детей, не получающих необходимой когнитивной стимуляции дома. На данный момент в России отсутствуют исследования (и их очень мало проведено в других странах), оценивающие, как характеристики образовательной среды и домашнего окружения взаимодействуют между собой и влияют на когнитивное развитие дошкольников. Подобное исследование является важной предпосылкой для выработки рекомендаций о том, как достигнуть стратегической цели повышения академических достижений учащихся. Таким образом, предлагаемое исследование напрямую поддерживает усилия специалистов в области образования и политиков в улучшении образовательных результатов учащихся, как в России, так и за ее пределами. Научно-обоснованное понимание того, как конкретные характеристики социальной среды связаны с когнитивным развитием воспитанников, будет иметь практическое приложение в сфере образовательной политики, развития системы образования и обучения педагогов. Научная значимость данного исследования состоит в том, что будут получены систематические данные о влиянии социальной среды на когнитивное развитие ребенка, которые позволят перейти от общих формулировок о роли среды в детском развитии к открытию конкретных механизмов, лежащих в его основе.

Ожидаемые результаты
1. Будут разработаны и адаптированы для тестирования российских детей психологические методы оценки, направленные на диагностику языковых навыков, математических навыков и регуляторных функций в дошкольном возрасте. Данные методы будут использованы при проведении лонгитюдного исследования когнитивного развития детей (250 чел.), их результаты будут обработаны с использованием наиболее продвинутых средств математической статистики, разработанных на данный момент. 2. Будут разработаны руководства по использованию современных средств наблюдения за поведением детей в условиях образовательной среды (например, CLASS). 3. Для использования в России будут разработаны анкеты для родителей и педагогов, инструменты, направленные на диагностику домашнего окружения детей. Данные анкеты будут апробированы на участников лонгитюдного исследования, результаты обработаны и представлены в отчетах и публикациях. 4. Будут разработаны методические рекомендации для педагогов по организации среды, стимулирующей когнитивное развитие дошкольников. 5. Будет организован ежегодный международный семинар с участием иностранных экспертов по проблематике проекта. 6. Будет проведен глубинный анализ влияния социальной среды (педагогических воздействий, воздействий сверстников и домашнего окружения) на когнитивное развитие детей в дошкольном возрасте. 7. Результаты исследования будут отражены в 5 журнальных статьях, индексируемых в Web of Science и Scopus, написанных исследовательской группой лаборатории (статьи в журналах, индексируемых в Web of Science, с IF не менее 1; не менее 1 статьи в журнале, индексируемом в Web of Science, с IF не менее 2,0): Developmental Psychology; Child Development; Developmental Science; Psychological Science, Journal of Experimental Child Psychology; Journal of Applied Developmental Psychology, а также в ведущих российских психологических журналах (4 статьи). 8. Будут разработаны учебные курсы, направленных на развитие навыков студентов-психологов, необходимых для проведения полного спектра процедур оценки, которые были использованы при проведении данного лонгитюдного исследования: «Развитие регуляторных функций в дошкольном возрасте»; «Планирование и проведение масштабных исследований». 9. Результаты исследования будут представлены на международных конференциях. 10. Не менее одной кандидатской диссертации по психологии будет подготовлено по теме проекта Научная значимость данного исследования состоит в том, что будут получены систематические данные о влиянии социальной среды на развитие ребенка, которые позволят перейти от общих формулировок о роли среды в детском развитии к открытию конкретных механизмов, лежащих в его основе. Практическую экономическую и социальную значимость результатов, которые будут получены в ходе исследования, сложно переоценить. В связи с ускорением прогресса развитие человеческого капитала становится ключевым фактором конкурентоспособности нации в современном мире. Не секрет, что улучшение результатов образования является одним из главных приоритетов и в развитых, и в развивающихся странах. Работы ведущих экономистов и социологов, написанные в последние десятилетия, содержат доказательства того, что усилия, направленные на развитие дошкольников, имеют больший эффект с точки зрения долгосрочных экономических и социальных последствий, нежели усилия, направленные на учащихся начальной школы (Garry Becker). Эти работы дополняются психологическими исследованиями, показавшими, что развитая речь, математические навыки и регуляторные способности являются ключевыми условиями успешной адаптации к школе и высокой академической успеваемости в дальнейшем (Duncan et al., 2007; La Paro & Pianta, 2000). Значимость когнитивного развития особенно очевидна в свете той проблемы, что большое количество детей приходят в школу с низким уровнем развития соответствующих навыков, и в результате они испытывают трудности в адаптации и медленнее прогрессируют (Farkas & Beron, 2004; Bates, Dale & Thal, 1995). В кросс-культурных исследованиях были выделены демографические и социо-экономические факторы, связанные с низким уровнем готовности к школе. В частности, низкий социо-экономический статус семьи, в том числе низкий уровень образования родителей. В прошедшие годы многие страны, в том числе и Россия, столкнулись с ситуацией, когда все большее количество учащихся не являются носителями официального языка как родного, причем многие из них являются выходцами из семей с низким социо-экономическим статусом. Чтобы развивать эффективные образовательные стратегии, мы должны лучше понимать, как разнообразные особенности образовательной среды и домашнего окружения влияют на когнитивное развитие дошкольников из семей с разным социо-экономическим статусом. Характеристики педагогических воздействий могут играть достаточно важную роль в развитии детей, не получающих необходимой когнитивной стимуляции дома. На данный момент в России отсутствуют исследования (и их очень мало проведено в других странах), оценивающие, как характеристики образовательной среды и домашнего окружения взаимодействуют между собой и влияют на когнитивное развитие дошкольников. Подобное исследование является важной предпосылкой для выработки рекомендаций о том, как достигнуть стратегической цели повышения академических достижений учащихся. Таким образом, предлагаемое исследование напрямую поддерживает усилия специалистов в области образования и политиков в улучшении образовательных результатов учащихся, как в России, так и за ее пределами. Научно-обоснованное понимание того, как конкретные характеристики социальной среды связаны с когнитивным развитием воспитанников, будет иметь практическое приложение в сфере образовательной политики, развития системы образования и обучения педагогов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Согласно многочисленным отечественным и зарубежным исследованиям, одним из ключевых достижений дошкольного возраста и компонентом готовности к школьному обучению является развитие произвольности или регуляторных функций (Выготский, 1984; Эльконин, 2006; Смирнова, 2015; Willoughby et al., 2012). Исследования показывают, что развитие регуляторных функций – это важное условие для успешного когнитивного развития дошкольников в целом и успешного начала школьного обучения в частности (Yeniad et al., 2013; Nayfeld, Fuccillo, Greenfield, 2013). В связи с этим, в этом году нами был проведен теоретический обзор ключевых аспектов процесса развития регуляторных функций на материале международных научных публикаций за последние 15 лет (2001 – 2016 гг). В результате были описаны основные методы изучения регуляторных функций, раскрыты механизмы их развития путем тренировки и возможности переноса этих навыков на другие сферы, в том числе связи между уровнем развития регуляторных функций дошкольников и их последующими успехами в учебе. Согласно проанализированным многочисленным зарубежным исследованиям, все компоненты регуляторных функций можно подвергнуть эффективному развивающему воздействию, однако при развитии одного из них улучшение результатов крайне ограничено переносится на другие навыки (Thorell et al., 2008; Karbach, Strobch, Schubert, 2015; Loosli et al., 2012; Melby-Lervag, Hulme, 2013; Rueda, Checa, Combit, 2012). Особое значение для развития произвольности приобретает сюжетно-ролевая игра (Carlson, Davis, Leach, 2005; Traverso, Viterbori, Usai, 2015) и символизация, в основе которой лежит знаковое опосредование (Салмина, 1996; Veraksa, 2013). Анализ многочисленных исследований показал, что дошкольники, которые хорошо выполняют задания, направленные на диагностику сдерживающего контроля, показывают более высокий уровень развития математических навыков (Blair, Razza, 2007). Связь всех компонентов рабочей памяти и успехов по математике в школе была неоднократно показана (DeSmedt et al., 2009; DeStefano D., LeFevre, 2004; Zheng, Swanson, Marcoulides, 2011), но это отношение опосредовано типом задач (Alloway, Passolunghi, 2011) и их структурой (Agostino, Johnson, Pascual-Leone, 2010), а также возрастом (Krajewski, Schneider, 2009) и полом (Laski et al., 2013) испытуемых. Поскольку результаты проанализированных исследований носят неоднозначный характер, мы уделили особое внимание разработке диагностических средств, направленных на изучение математических навыков детей дошкольного возраста, что позволит уточнить полученные ранее данные. Особое внимание было уделено анализу влияния разных аспектов детско-родительских отношений на развитие регуляторных функций (характера привязанности, совместного внимания, соотношения контроля и поддержки), результаты которого позволили нам составить опросник для родителей. В результате проведенного обзора были выбраны, разработаны и адаптированы диагностические методики, позволяющие оценить развитие регуляторных функций и математических навыков дошкольников. С помощью разработанных методик нами было проведено исследование 173 детей дошкольного возраста. Анализ результатов диагностики показал, что анализ концептуальных ошибок, которые допускает ребенок при чтении чисел, может помочь исследователям и преподавателям выявить тех детей, которые нуждаются в помощи и развитии у них лучшего понимания структуры числа.

 

Публикации

1. Васильева М., Ласки Е., Веракса А., Шен С. Development of children early understands of numeric structure Psychology in Russia: State of the Art, 9(3), P. 76-94 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.11621/pir.2016.0305

2. Веракса А. Н., Якупова В. А., Алмазова О. В., Мартыненко М. Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 16. Психология. Педагогика, № 3, С. 97–108. (год публикации - 2016)

3. Веракса А.Н., Васильева М.Д., Арчакова Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований Вопросы психологии, №6, С. 1-17 (год публикации - 2016)

4. Веракса Н., Якупова В., Мартыненко М., Фоминых А. Symbolization in the structure of cognitive abilities in preschool and primary school age Personality and Individual Differences, Vol. 101, no. October, P. 523. (год публикации - 2016)

5. Собкин В., Веракса А., Бухаленкова Д., Федотова А., Халутина Ю., Якупова В. The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development Psychology in Russia: State of the Art, 9(4), с.107-123 (год публикации - 2016)


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Согласно многочисленным зарубежным исследованиям, развитие регуляторных функций – это важное условие для успешного когнитивного развития дошкольников в целом и успешного начала школьного обучения в частности, поскольку уровень когнитивной регуляции является важным предиктором развития математических и речевых навыков, а также социальной компетенции у дошкольников (Nayfeld, Fuccillo, Greenfield, 2013; Willoughby et al., 2012; Yeniad et al., 2013). Анализ собранных нами данных на российской выборке позволил подтвердить данные положения. В результате проведенного статистического анализа были выявлены связи между уровнем развития разных компонентов регуляторных функций и успешности выполнения детьми различных заданий, направленных на диагностику теории сознания, математических навыков, а также с наблюдением игры со сверстниками. Дошкольники с более высоким уровнем развития регуляторных функций успешнее справляются с заданиями на децентрацию и понимание эмоций и мыслей других людей, чем дети с низким уровнем развития когнитивной регуляции. Также дети с низким уровнем развития когнитивной регуляции менее успешно справлялись с математическими заданиями на счет, сравнение, написание и чтение; полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии высокой личностной тревожности на выполнение заданий на когнитивную гибкость и сдерживающий контроль, тогда как связи с рабочей памятью (как слуховой, так и зрительной) установлено не было. Исследование развития свободной игры дошкольников со сверстниками показало, что дошкольники с более развитым торможением лучше развивают и поддерживают игру. Это выражается в том, что они оказываются в большей степени способны донести свою задумку до партнеров и сотрудничать в процессе разворачивания игрового замысла. Была проделана значительная работа по изучению особенностей развития математических знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста. Согласно полученным результатам, для российских дошкольников задача на чтение многозначных чисел оказалась более сложной, чем письмо, что, как мы предполагаем, связано с лингвистическими особенностями числовых названий, помогающих детям понять символическую структуру числа. Кроме того, были выявлены особенности использования пальцев у детей при устном счете от одного до десяти. Также анализ результатов анкетирования родителей позволил выделить два основных типа занятий, обучающих детей математике. Как было показано, «прямое обучение» (специальные занятия по математике) опосредуют взаимосвязь между родительскими убеждениями и навыками дошкольников в идентификации чисел; тогда как «косвенное обучение» (использование математических навыков в каждодневной рутине, например, при подсчете числа столовых приборов в процессе сервировки стола, покупке продуктов и т.п.) опосредовало связь между родительскими убеждениями и пониманием числовых величин у детей. Кроме того, были разработаны и адаптированы диагностические методики, позволяющие оценить развитие математических навыков у воспитанников подготовительной группы. С помощью разработанных за два года исследования методик была проведена диагностика 219 воспитанников старшей группы и 202 воспитанников подготовительной группы детских садов г. Москвы. Для учета факторов социальной ситуации развития современных дошкольников было проведено анкетирование родителей и воспитателей, а также наблюдение в 12 группах детского сада. На основе полученных данных были разработаны формирующие занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста.

 

Публикации

1. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В. EXECUTIVE FUNCTIONS AND THEORY OF MIND IN SENIOR PRESCHOOL AGE Future Academy, Volume XXXIII,394-405 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.12.42

2. Люцко Л.,Веракса А., Якупова В. Embodied finger counting in children with different cultural backgrounds and hand dominance Psychology in Russia: State of the Art, Volume 10, Issue 4, 2017 (год публикации - 2017)

3. Собкин В.С., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А., Якупова В.А. Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Том 22. № 2. С. 5–16. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.17759/pse.2017220201

4. Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Васильева М.Д., Тарасова К.С., Леонов С.В., Якупова В.А. Связь уровня развития теории сознания с полом ребенка и качеством образовательной среды дошкольного образовательного учреждения Казанский федеральный университет, Т. 1., с. 387 (год публикации - 2017)

5. Васильева М., Веракса А., Бухаленкова Д., Алмазова О., Фоминых А., Егоров С. Symbolic numeric system development and executive functioning skills in senior pre-school age children Conference of the International Society for the Study of Individual Difference (ISSID), Conference of the International Society for the Study of Individual Difference (ISSID) 2017, Warsaw, July 24th-28th, P. 354. (год публикации - 2017)

6. Васильева М.Д., Веракса А.Н., Леонов С.В., Мартыненко М.Н. Связь психического развития детей старшего дошкольного возраста и качества образовательной среды дошкольного образовательного учреждения Казанский федеральный университет, Т.1., 389-391 (год публикации - 2017)

7. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника Мозаика-синтез, - (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В старшем дошкольном возрасте происходит освоение символической стороны чисел (чтение и написание цифр и чисел), а также развитие навыков счета, которые основываются на понимании количественной стороны чисел (Geary, 2006; Opfer, Siegler, 2012; Vasilyeva, Laski, Veraksa, Shen, 2016). Помимо умения правильно идентифицировать числа, дети должны понимать их значение, т.е. связи между символом и величиной, которую он обозначает. Это умение («number sense» - «чувство числа») проявляется в способности рассуждать о числовых отношениях, например, сравнивать числа и уметь показать какое число “больше” (т. е. соответствует большей величине). По мере того, как дети осваивают данные начальные математические знания и умения – идентификацию чисел и понимание числовой величины – они развивают более сложные навыки, которые интегрируют эти компоненты, что позволяет им выполнять различные арифметические вычисления. Таким образом, развитие понятия числа считается одной из главных предпосылок для успешного обучения математики в первом классе. В связи с этим, еще одной целью нашего исследования стала разработка формирующего эксперимента, направленного на улучшение понимания числовых величин («чувства числа») у дошкольников. Мы предположили, что развитию данного умения будет способствовать совершенствование навыков измерения и понимания его принципов у старших дошкольников. Поскольку, измерение длины объекта позволяет ребенку увидеть конкретную взаимосвязь между числом и величиной (например, полоска длиной в 6 «мерок» в два раза длиннее, чем полоска длиной в 3 «мерки»). Таким образом, были разработаны 8 занятий на измерение для участников экспериментальной группы. Кроме того, исследование включало в себя контрольную группу, с которой также проводили развивающие занятия по математике, но без фокуса на измерении и понятии числа. В исследовании приняли участие воспитанники из 6 подготовительных групп детских садов, принадлежащих одному комплексу общеобразовательных учреждений г. Москвы. Подготовительная группа детского сада является завершающей дошкольное обучение, ее посещают дети в возрасте 6-7 лет. Исследование показало, что представления дошкольников о числовых величинах было улучшено в результате занятий и в экспериментальной, и в контрольной группе, однако улучшение было существенно больше в экспериментальной группе. Так, дошкольники из экспериментальной группы значимо успешнее справлялись с заданием на сравнение двузначных чисел и «чувство числа». Хотя улучшение наблюдалось и в экспериментальной и в контрольной группе, разница между уровнем выполнения задания в начале и в конце занятий была значимо выше в экспериментальной группе. Важно отметить, что результаты дошкольников сильно варьировались в зависимости от числа пропущенных занятий: даже те воспитанники, кто пропустил 3 занятия, практически не улучшили свои результаты. Это позволяет предположить, что пропуски занятий в саду повлияли не только на результаты данного исследования, но и на их усвоение другого учебного материала в детском саду, что важно учитывать родителям дошкольников. Таким образом, проведенное исследование позволило разработать комплекс формирующих занятий на измерение для старших дошкольников, позволяющий развивать их «чувство числа», т.е. способность к пониманию числовых величин. В рамках реализации проекта за 2018 год были подготовлены 5 статей, 3 выступления на международных научных конференциях и выступление в СМИ: http://psypublic.com/articles/456/.

 

Публикации

1. Васильева М., Ласки Е,, Веракса А., Вебер Л., Бухаленкова Д. Distinct pathways from parental beliefs and practices to children’s numeric skills Journal of Cognition and Development, Volume 19, 2018 - Issue 4, 344-366 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1080/15248372.2018.1483371

2. Васильева М.,Вебер Л.,Крофорд Л., Веракса А. A SYMBOLIC KNOWLEDGE OF NUMBERS: A WINDOW INTO THE EARLY UNDERSTANDING OF NUMERIC STRUCTURE BORDON-REVISTA DE PEDAGOGIA, Volumen 70, Número, 3, 147-163. (год публикации - 2018)

3. Е.О. Смирнова, А.Н. Веракса, Д.А. Бухаленкова, И.А. Рябкова Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития Культурно-историческая психология, Т. 14, № 1. — С. 4–15. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17759/chp.2018140101

4. Люцко Л., Иглесиас Т., Рал И.М., Веракса А. Proprioceptive Indicators of Personality and Individual Differences in Behavior in Children With ADHD Frontiers in psychology, 9, 2325 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02325

5. Веракса А., Васильева М. Executive functions development in early years Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research. - London: Routledge, - (год публикации - 2018)


Возможность практического использования результатов
Разработанные диагностические методы могут быть использованы для мониторинга когнитивного развития дошкольников, что позволит повысить их готовность к школьному обучению и дальнейшую успешность усвоения школьных знаний. Результаты анкетирования родителей и воспитателей могут быть использованы для просветительской работы, которая позволит повысить качество дошкольного образования и развитие знаний и умений современных дошкольников. Разработанные развивающие занятия могут быть использованы в практике обучения в дошкольных учреждениях, что позволит повысить математическую компетентность дошкольников и облегчит усвоение математики в школе.