КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-17-00386

НазваниеЛидарные методы и средства визуализации пространственной структуры турбулентных полей ветра и температуры в атмосфере

РуководительБанах Виктор Арсентьевич, Доктор физико-математических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии наук, Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2014 г. - 2016 г.  , продлен на 2017 - 2018. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№1 - Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 07 - Науки о Земле, 07-603 - Волновые процессы и турбулентность в атмосфере

Ключевые словаатмосфера, ветровая и температурная турбулентность, зондирование, доплеровский лидар, пограничный слой, низкоструйные течения, внутренние волны, вихревые структуры

Код ГРНТИ37.21.35


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на получение новых фундаментальных знаний о турбулентности и волновых процессах в атмосфере. Конкретной целью проекта является 1) разработка новых доплеровских лидарных методов и экспериментальные исследования с использованием этих методов а) пространственной структуры низкоуровневых струйных течений и внутренних гравитационных волн, наблюдающихся при устойчивой стратификации атмосферного пограничного слоя и б) когерентных структур техногенного происхождения (самолетных вихрей), как проявлений типов движений в геофизических течениях, дополнительных к типам движений, рассматриваемым в теории развитой турбулентности Колмогорова-Монина-Обухова; 2) создание лидара для дистанционного измерения интенсивности температурной (оптической) турбулентности как средства исследования самоорганизующихся структур турбулентного поля температуры в конвективных условиях. Актуальность исследований по проекту вызывается необходимостью, согласно С.С. Зилитинкевичу, разработки «альтернативной парадигмы» атмосферной турбулентности, которая требует учета внутренних волн, возникающих при устойчивой стратификации, «странной» турбулентности, характеризующейся обратным каскадом передачи энергии от мелких вихрей к крупным, и долгоживущих самоорганизующихся когерентных структур, поддерживающихся за счет обратного каскада энергии. Присутствие областей организованного движения является характерным и для конвективного пограничного слоя и техногенных образований, например, самолетных вихрей, образующиеся за счет аэродинамической подъемной силы. Без новых экспериментальных данных об этих типах движений в атмосфере дальнейшее развитие теории геофизических течений невозможно Разработка методов визуализации ветровых структур когерентным ветровым лидаром высокого пространственного и временного разрешения Stream Line и задачи проекта по экспериментальному исследованию волновых процессов и турбулентности с использованием этих методов отвечают критериям новизны. Задача создания экспериментального образца лидара для измерения интенсивности температурной (оптической) турбулентности носит приоритетный характер. Таких лидаров в мире нет.

Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта будут разработаны доплеровские лидарные методы визуализации ветровых структур и определены условия возникновения в атмосфере низкоуровневых струйных течений и внутренних гравитационных волн, периодичность и продолжительность их присутствия в атмосфере, характерные высоты, интенсивность и пространственные масштабы. Будут получены новые знания о пространственной структуре самолетных вихрей и их эволюции с момента образования до полного разрушения под действием ветровых сдвигов, ветровой турбулентности и взаимодействия с земной поверхностью. Выявлены условия и моменты времени возникновения вторичных самолетных вихрей, определена продолжительность их жизни. Будет создан экспериментальный образец «турбулентного» лидара, не имеющего аналогов в мире, и получены новые данные о пространственной неоднородности температурной турбулентности в пограничном слое атмосферы. Результаты запланированных в проекте исследований соответствуют мировому уровню. Они основываются на предшествующих работах участников проекта, признанных мировым сообществом и обобщенных в монографии Coherent Doppler Wind Lidars in a Turbulent Atmosphere, изданной в 2013 г. на английском языке. Научная значимость результатов проекта заключается в том, что будут получены новые знания о пространственно-временной структуре пограничного слоя атмосферы, что важно как для развития теории геофизических течений в свете «альтернативной парадигмы» атмосферной турбулентности, так и для понимания процессов обмена в пограничном слое, где перенос механической и тепловой энергии во многом происходит за счет когерентных структур. Разработанные в проекте методы и средства дистанционного лидарного зондирования атмосферы и визуализации организованных структур найдут применение в других задачах исследования динамических и термических атмосферных процессов. Альтернативных методов индикации организованных структур и исследования их эволюции на данный момент не существует. В частности, измеритель интенсивности оптической турбулентности, основанный на лидарном принципе, может стать основой широкого внедрения таких лидаров в научные исследования. Результаты проекта важны в прикладном аспекте и для социальной сферы. Они могут использоваться в прогностических моделях диффузии загрязняющих примесей в пограничном слое атмосферы. Параметризация самолетных вихрей важна для повышения вихревой авиабезопасности и пропускной способности взлетно-посадочных полос в аэропортах. По результатам работы по проекту планируется опубликовать не менее 12 статей в журналах Optics Express (импакт-фактор 3,546), Optics Letters (импакт-фактор 3,385), Journal of Atmospheric and Oceanic Technology (импакт-фактор 1,693), Applied Optics (импакт-фактор 1,689), Оптика атмосферы и океана (импакт-фактор 1,204), получить не менее 2 патентов на полезную модель и не менее 6 свидетельств о регистрации программ компьютерного моделирования. 10 статей будут опубликованы в журналах Web of Science.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2014 году
В проекте выполнены исследования, направленные на разработку лидарных методов визуализации струйных течений, гравитационных волн (СТГВ) и самолетных вихрей при низких отношениях сигнал шум, характерных для низкоэнергетических импульсных когерентных доплеровских ветровых лидаров класса «Stream Line» фирмы Halo. Photonics, которым располагают исполнители проекта. Проведены работы по созданию экспериментального образца двухканального аэрозольного лидара для измерения интенсивности оптической (температурной) турбулентности. На основе разработанных исполнителями проекта подходов создана компьютерная модель работы лидара «Stream Line» (ЛSL) в турбулентной атмосфере. На базе компьютерной модели проведены замкнутые численные эксперименты, имитирующие работу ЛSL в атмосфере при коническом и вертикальном сканировании зондирующим пучком. На основании численных экспериментов определены оптимальные параметры геометрии измерений и аккумуляции лидарных данных, обеспечивающие минимальную погрешность оценивания радиальной скорости и вектора скорости ветра из данных ЛSL. Разработаны методы визуализации пространственно-временной структуры СТГВ и вихревых следов самолетов лидарами класса ЛSL. Методы тестированы в замкнутых численных экспериментах и апробированы в атмосферных экспериментах с ЛSL. Разработанный метод визуализации самолетных вихрей может применяться не только для исследований пространственно-временной динамики вихревых следов самолетов, но и для получения оперативной информации о расположении вихрей относительно взлетно-посадочной полосы в реальном времени, что существенно расширяет сферу практического применения ЛSL. До настоящего времени считалось, что использование лидаров класса ЛSL для этих целей невозможно. Разработана конструкция экспериментального образца двухканального аэрозольного лидара для измерения интенсивности оптической (температурной) турбулентности. В основу лидара заложена схема лазерно-локационного приёмо-передатчика с расширением зондирующего лазерного пучка через приёмный телескоп, когда один и тот же телескоп используется и для передачи светового импульса в атмосферу и для приёма эхо сигнала. По результатам тестовых экспериментов в атмосфере определены требования на геометрию измерений и обработку регистрируемых сигналов.

 

Публикации

1. V.A. Banakh, I.N. Smalikho Fluctuations of energy density of short-pulse optical radiation in the turbulent atmosphere Optics Express, Issue: 19, Volume: 22, Pages: 22285-22297 (год публикации - 2014) https://doi.org/10.1364/OE.22.022285

2. V.A. Banakh, I.N. Smalikho, S. Rahm Determination of the optical turbulence intensity from data measured by a coherent Doppler lidar Proceedings of SPIE. 20th International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, Volume 9292, 92921U (год публикации - 2014) https://doi.org/10.1117/12.2074238

3. V.A. Banakh, I.N. Smalikho, S. Rahm Estimation of the refractive index structure characteristic of air from coherent Doppler wind lidar data Optics Letters, Issue: 15, Volume: 39, Pages: 4321-4324 (год публикации - 2014) https://doi.org/10.1364/OL.39.004321

4. V.A. Banakh, I.V. Zaloznaya Spatial coherence and mean intensity of backscattered short-pulse optical radiation Proceedings of SPIE. 20th International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, Volume 9292, 92921L (год публикации - 2014) https://doi.org/10.1117/12.2074662


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В 2015 г. по проекту были выполнены работы, направленные на разработку новых методов оценивания скорости и направления ветра и параметров самолётных вихрей из измерений радиальной скорости низкоэнергетическими микроимпульсными когерентными доплеровскими лидарами (НМКДЛ). Разработанный исполнителями проекта новый метод оценивания скорости и направления ветра из измерений радиальной скорости НМКДЛ при низких отношениях сигнал-шум позволил в полтора раза увеличить высоту восстановления высотных профилей ветра из данных, измеряемых лидаром «Stream Line», и осуществить визуализацию образующихся в пограничном слое атмосферы струйных течений и внутренних гравитационных волн. Всего за время экспедиционных измерений в прибрежной зоне озера Байкал продолжительностью в общей сложности один месяц было выявлено 7 случаев возникновения внутренних гравитационных волн (ВГВ), образующихся, как правило, на фоне узких струйных течений одного или двух (в 5 из 7 случаев) на высотах примерно 200 и 700 м. Время существования ВГВ обычно составляло 45 мин и лишь один раз гравитационная волна наблюдалась в продолжении 4 часов. В пяти случаях наблюдения ВГВ период волновых колебаний равнялся 9 минутам; 18 и 6,5 минутные периоды колебаний наблюдались по одному разу. Амплитуда волновых колебаний горизонтальной скорости во время ВГВ достигала 1 м/с, амплитуда колебаний вертикальной скорости была в три раза меньше. Разработанный в проекте новый способ определения координат осей и циркуляции самолетных вихрей непосредственно из массива радиальных скоростей (РС) в условиях низких отношений сигнал-шум (метод РС) обеспечивает возможность применения лидара «Stream Line» для исследования пространственной динамики и эволюции самолетных вихрей в приземном слое атмосферы. Создан экспериментальный макет лидара для измерения интенсивности оптической турбулентности на основе эффекта усиления обратного рассеяния (УОР). Полученные с использованием этого макета данные измерений коэффициента УОР хорошо коррелируют с оценками интенсивности оптической (температурной) турбулентности, полученными из независимых измерений с использованием дистанционного пассивного оптического измерителя флуктуаций углов прихода волны и ультразвуковой метеостанции.

 

Публикации

1. Banakh V.A, Razenkov I.A. Lidar measurements of backscatter amplification in a surface atmosphere Proceedings of SPIE 21st International Symposium “Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics”, V.9680, p.968010-1-968010-8 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1117/12.2205260

2. Banakh V.A, Razenkov I.A. Micropulse lidar for the detection of backscatter amplification in the turbulent atmosphere Proceedings of SPIE 21st International Symposium “Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics”, V.9680, p.96800Z-1-96800Z-9 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1117/12.2205259

3. Banakh V.A., Gerasimova L.O., Smakikho I.N., Falits A.V. Numerical investigation of energy density fluctuation of pulsed Laguerre-Gaussian beams Proceedings of SPIE 21st International Symposium “Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics”, V.9680, p.968012-1-968012-6 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1117/12.2205303

4. Banakh V.A., Razenkov I.A. Aerosol lidar to study the atmospheric backscatter amplification Proceedings of SPIE 9292. 20th International Symposium on “Atmospheric and Ocean Optics. Atmospheric Physics”, V.9292, p.92921S-1-92921S-7 (год публикации - 2014) https://doi.org/10.1117/12.2075247

5. Banakh V.A., Razenkov I.A., Smalikho I.N. Laser echo signal amplification in a turbulent atmosphere Applied Optics, Vol.54. No. 24. P. 7301-7307 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1364/AO.54.007301

6. Banakh V.A., Smalikho I.N. Aircraft wake vortex parametrization based on 1.5- mkm coherent Doppler lidar data Proceedings of 27th International Laser Radar Conference. 5-10 July 2015. New York, USA., [Электронный ресурс] PP. PS-B2.0201- PS-B2.0204 (год публикации - 2015)

7. Banakh V.A., Smalikho I.N., Falits A.V. Lidar investigation of the atmospheric boundary layer dynamics in the coastal zone of Lake Baikal Proceedings of SPIE 21st International Symposium “Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics”, V.9680, p.968039-1-968039-5 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1117/12.2205287

8. Razenkov I.A., Banakh V.A. Preliminary lidar experiment to study the backscatter amplification Proceedings of the 27-th International Laser Radar Conference. 5-10 July 2015. New York, USA., [Электронный ресурс]. Abstracts PP. PS-A3.0401-PS-A3.0404. (год публикации - 2015)

9. Razenkov I.A., Banakh V.A., Nadeev A.I. Aerosol lidar for the relative backscatter amplification measurement Proceedings of the 27-th International Laser Radar Conference. 5-10 July 2015. New York, USA., [Электронный ресурс]. 5-10 July 2015. Abstracts PP. PS-C1.0201-PS-C1.0205. (год публикации - 2015)

10. Smalikho I.N., Banakh V.A. Estimation of aircraft wake vortex parameters from data measured with 1.5 mkm coherent Doppler lidar Optics Letters, Vol. 40. N 14. P. 3408-3411 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1364/OL.40.003408

11. Smalikho I.N., Banakh V.A. Estimation of aircraft wake vortex parameters from data measured by a Stream Line lidar Proceedings of SPIE 21st International Symposium “Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics”, V.9680, p.968037-1-968037-7 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1117/12.2205281

12. Smalikho I.N., Banakh V.A., Holzäpfel F., Rahm S. Method of radial velocities for the estimation of aircraft wake vortex parameters from data measured by coherent Doppler lidar Optics Express, Vol. 23. No. 19. P. A1194-A1207 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1364/OE.23.0A1194

13. Zaloznaya I.V., Zaloznaya E.D. Nonuniform atmospheric scatter of short-pulse optical radiation. Proceedings of the 27-th International Laser Radar Conference. 5-10 July 2015. New York, USA., [Электронный ресурс]. Abstracts PP. PS-A3.1901-PS-A3.1904. (год публикации - 2015)

14. Смалихо И.Н., Банах В.А., Holzäpfel F., Rahm S. Оценивание параметров самолетных вихрей из массива радиальных скоростей, измеренных когерентным доплеровским лидаром Оптика атмосферы и океана, Т. 28. №8. С.742-750 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.15372/AOO20150811

15. Герасимова Л.О., Банах В.А., Смалихо И.Н. Программа моделирования распространения импульсных пучков в турбулентной атмосфере -, № 2015617342 от 07 июля 2015 г. Правообладатель: ИОА СО РАН (RU) (год публикации - )

16. Разенков И.А., Банах В.А., Надеев А.И. Устройство для регистрации усиления обратного рассеяния в атмосфере -, №153460 от 24 июня 2015 г. Правообладатель: ИОА СО РАН (RU) (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
В 2016 г. по проекту были выполнены теоретические исследования точности методов визуализации ветровых структур и оценивания параметров ветровой турбулентности из измерений радиальной скорости низкоэнергетическими микроимпульсными когерентными доплеровскими лидарами (КДЛ) на основе компьютерного моделирования и проведены экспериментальные исследования динамики и ветровой турбулентности пограничного слоя атмосферы и самолётных вихрей с использованием микроимпульсного лидара «Stream Line». Проведена доработка лабораторного и завершено изготовление экспериментального макетов лидара для измерения интенсивности оптической турбулентности. Выполнены долговременные измерения коэффициента усиления обратного рассеяния лабораторным и созданным экспериментальным макетами турбулентного лидара в сравнении с результатами измерений интенсивности оптической турбулентности независимыми измерителями. В результате выполненных численных исследований точности лидарной визуализации сильных сдвигов ветра на границах струйных течений в зависимости от длительности зондирующего импульса и возможностей получения информации о ветровой турбулентности из исходных данных, измеряемых импульсными КДЛ, показано, что для определения сильных ветровых сдвигов из данных КДЛ, измеренных при низком отношении сигнал-шум, следует использовать импульсы длительностью примерно 200 нс. Для повышения точности измерения сильных сдвигов ветра следует увеличивать число импульсов для аккумуляции данных и применять процедуру фильтрации хороших оценок радиальной скорости. Определены границы применимости метода азимутальной структурной функции оценивания скорости диссипации турбулентной энергии из массива радиальных скоростей, измеряемых КДЛ при коническом сканировании зондирующим пучком, в зависимости от интенсивности турбулентности и отношения сигнал-шум. Установлено, что оценки скорости диссипации с приемлемой точностью можно получать из измерений лидаром «Stream Line» даже при очень слабой турбулентности, если отношение сигнал шум не меньше 0,24. Предложен новый способ расчета относительной погрешности лидарной оценки скорости диссипации по измеряемому в эксперименте отношению сигнал шум. В экспериментах на западном берегу Байкала в п. Листвянка впервые осуществлена лидарная пространственно-временная визуализация скорости диссипации энергии турбулентности на высотах пограничного слоя атмосферы в присутствие струйных течений и гравитационных волн. Показано, что в области струйного течения скорость диссипации принимает предельно малые значения, а при затухании гравитационной волны происходит усиление турбулентности. Зарегистрировано долговременное (в течение суток) существование узкого низкоуровневого струйного течения со стороны Байкала. Во время лидарного эксперимента на летном поле аэропорта Толмачево в г. Новосибирске были проведены исследования более сорока вихревых следов за самолетами Airbus и Boeing различных типов, в том числе, за тяжелыми грузовыми самолетами В747, за которыми возникают такие же мощные вихри, как и за самыми большими пассажирскими самолетами А380. Из анализа всех полученных лидарных оценок высоты осей самолетных вихрей в зависимости от времени, отсчитываемого с момента образования вихревого следа самолета, следует, что в интервале времени от 0 до 15 с высота оси вихря в среднем уменьшается по линейному закону. С приближением самолетного вихря к поверхности Земли, скорость его опускания замедляется и затем во многих случаях, начиная с какого-то момента времени, вихрь поднимается вверх. Если вихрь долго не разрушается, он может подняться на высоту, превышающую высоту полёта вызвавшего его самолёта. Впервые из лидарных измерений получены данные о траекториях осей и зависимостях от времени циркуляции вихрей, возникающих за тяжелыми грузовыми самолетами Боинг В747-4 и В747-8. Время жизни вихрей за такими самолётами может достигать 6 и более минут. Эксперимент в Толмачево является первым в России экспериментом подобного рода. Экспериментальный макет турбулентного лидара, изготовление которого завершено в 2016 г., существенно превосходит по дальности зондирования и временному разрешению измерений лабораторный макет лидара, который использовался в атмосферных экспериментах до последнего времени. Возросла энергия зондирующего импульса; антенный переключатель имеет подтверждённую эффективность более 80 процентов (было 25); фотоприёмники обладают квантовой эффективностью на уровне 50 процентов (было 10). Результаты измерения коэффициента усиления обратного рассеяния (УОР) с использованием созданного экспериментального макета турбулентного лидара хорошо согласуются с результатами одновременных измерений коэффициента УОР на той же трассе лабораторным макетом. В проведенных экспериментах с усовершенствованным лабораторным макетом турбулентного лидара впервые выполнено сопоставление результатов измерения коэффициента усиления с данными измерений дисперсии случайных дрожаний оптического изображения некогерентного источника света, величина которой прямо пропорциональна интегральному значению структурной постоянной турбулентных флуктуаций показателя преломления воздуха на трассе зондирования. Измерения проводились на протяжении всего 2016 г. Анализ полученных экспериментальных данных показал, что по времени положения минимумов и максимумов на кривых временных зависимостей коэффициента усиления и среднеквадратического отклонения дрожаний изображения в большинстве случаев совпадают. В отсутствие усиления, когда коэффициент УОР примерно равен 1, среднеквадратическое отклонение случайных смещений изображения не превышает одной угловой секунды. Днём, когда максимальный коэффициент усиления достигает величины 1,5, среднеквадратическое отклонение равно примерно трём угловым секундам. Максимальные значения коэффициента усиления (3) и среднеквадратического отклонения (10 угловых секунд) наблюдались ночью в зимнее время. Высокая корреляция синхронно измеряемых коэффициента усиления и дисперсии дрожаний доказывает возможность лидарного измерения интенсивности оптической турбулентности на основе эффекта усиления обратного рассеяния. В условиях ясной безоблачной погоды зимой поведение коэффициента усиления в дневное время коррелирует с количеством падающего на подстилающую поверхность тепла. В ночное время зимой поведение коэффициента усиления становится менее предсказуемым из-за изменения турбулентного режима при установлении устойчивой термической стратификации в результате ночного выхолаживания подстилающей поверхности. При ясном небе зимой ночные максимальные значения коэффициента усиления практически всегда превышают дневные (1,5) и могут возрастать до 3 на 2 км трассе. Минимум или отсутствие усиления обратного рассеяния зимой практически ежедневно регистрировалось примерно за час до захода солнца. Летом даже при сильной дневной турбулентности величина коэффициента усиления обратного рассеяния не превосходит 1,5 и нет большой разницы между его ночными и дневными максимальными значениями. Предложен способ визуализации пространственно временных изменений коэффициента усиления обратного рассеяния на основе дифференцирования его профилей вдоль трассы зондирования, полученных за определённый промежуток времени. Построенная таким образом пространственно временная карта результатов дифференцирования профилей коэффициента усиления позволяет получать наглядное представление об изменениях в пространстве и во времени интенсивности оптической (температурной) турбулентности в атмосфере.

 

Публикации

1. Банах В.А., Герасимова Л.О. Diffraction of short pulsed Laguerre–Gaussian beams Proc. SPIE 10035, 22nd International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, V.10035. P.1003514-1-1003514-6 (год публикации - 2016)

2. Банах В.А., Герасимова Л.О. Strong scintillations of pulsed Laguerrian beams in a turbulent atmosphere Optics Express, V.24. No.17. P.19264–19277 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1364/OE.24.019264

3. Банах В.А., Герасимова Л.О., Фалиц А.В. Statistics of pulsed Laguerre-Gaussian beams in a turbulent atmosphere Proc. SPIE 10035, 22nd International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, V. 10035. P. 1003515-1-1003515-7 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1117/12.2248670

4. Банах В.А., Разенков И.А. Backscatter amplification lidar testing by the image jitter sensor Proc. SPIE 10035, 22nd International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, V. 10035. P.100351D-1-100351D-6 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1117/12.2248764

5. Банах В.А., Разенков И.А. Лидарные измерения усиления обратного атмосферного рассеяния Оптика и спектроскопия, Т. 120. № 2. C. 339–348 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.7868/S0030403416020021

6. Банах В.А., Разенков И.А. Use of the BSA-lidar for the turbulent spatial and temporal variability in the atmospheric surface layer Proc. SPIE 10035, 22nd International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, V. 10035. P.100351F-1-100351F-6 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1117/12.2248766

7. Банах В.А., Разенков И.А. Refractive turbulence strength estimation based on the laser echo signal amplification effect Optics Letters, V. 41. No.19. P.4429-4432 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1364/OL.41.004429

8. Банах В.А., Смалихо И.Н. Измерение ветра в пограничном слое атмосферы микроимпульсными когерентными допплеровскими лидарами Оптика и спектроскопия, Т. 121. № 1. С. 164-171 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.7868/S0030403416070060

9. Банах В.А., Смалихо И.Н. Lidar observations of atmospheric internal waves in the boundary layer of atmosphere on the coast of Lake Baikal Atmospheric Measurement Techniques, V. 9. P. 5239-5248 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.5194/amt-9-5239-2016

10. Банах В.А., Смалихо И.Н., Сухарев А.А., Фалиц А.В. Лидарная визуализация струйных течений и внутренних гравитационных волн в пограничном слое атмосферы Оптика атмосферы и океана, Т. 29. № 08. С. 694–702 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.15372/AOO20160811

11. Смалихо И.Н., Банах В.А., Фалиц А.В. Doppler lidar observation of the gravity waves near Lake Baikal in the summer of 2015 Proc. SPIE 10035, 22nd International Symposium on Atmospheric and Ocean Optics: Atmospheric Physics, V. 10035. P.1003537-1-1003537-6 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1117/12.2248617

12. Разенков Игорь Александрович, Банах Виктор Арсентьевич Устройство для регистрации усиления обратного рассеяния в атмосфере № 165087 -, № 165087 от 10 октября 2016 г. Правообладатель: ИОА СО РАН (RU) (год публикации - )

13. Разенков Игорь Александрович, Банах Виктор Арсентьевич Устройство для регистрации усиления обратного рассеяния в атмосфере № 163016 -, № 163016 от 10 июля 2016 г. Правообладатель: ИОА СО РАН (RU) (год публикации - )

14. Разенков Игорь Александрович, Банах Виктор Арсентьевич Устройство для регистрации усиления и ослабления обратного рассеяния в атмосфере № 160836 -, № 160836 от 10 апреля 2016 г. Правообладатель: ИОА СО РАН (RU) (год публикации - )

15. - Аэропорт «Толмачёво» стал экспериментальной площадкой Континент Сибирь, 23 мая 2016 г. (год публикации - )

16. - «В «Толмачёво» провели научный эксперимент (фото)» Информ-Вест, 23 мая 2016 (год публикации - )

17. - Аэропорт Толмачёво стал экспериментальной площадкой Международный аэропорт Толмачёво, Новосибирск, 23 мая 2016 г. (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано